You are viewing an old version of this page. View the current version.

Compare with Current View Page History

« Previous Version 4 Current »

Начиная с версии 4.6.90 реализована отправка сообщений систем лояльности через очередь Artix-Queue.

Начиная с версии 4.6.132 реализована отправка сообщений об операциях только через очередь Artix-Queue.

Начиная с версии 4.6.144 пакеты artix-aqspy и artix-queue удалены из кассового ПО Artix. Сервис Artix-Queue входит в состав пакета artix45-core.

Начиная с версии 4.6.160 изменен процесс загрузки справочников на кассу, система сообщений Qpid заменена на очередь File-Queue.

Очередь Artix-Queue

Начиная с версии 4.6.96 при обновлении кассы сервис устанавливается и стартует автоматически. При первоначальной установке для запуска сервиса необходимо перезапустить кассу.

Начиная с версии 4.6.128 реализована возможность отправки транзакций по уникальным купонам, бонусам, сертификатам через разные очереди Artix-Queue.

Обмен сообщениями между сервисами, приложениями и процессами может происходить посредством БД кассовой программы.

Управление сервисом осуществляется командами:

  • service queue start
  • service queue stop
  • service queue restart

Отправка сообщений через очередь Artix-Queue используется при работе с:

Настройки сервиса задаются в файле /linuxcash/cash/queue/config/queue.ini:

НаименованиеТип данныхОписаниеПримечания
timeoutцелочисленныйТаймаут перезапуска обработчиковПо умолчанию 20
portцелочисленный

Порт HTTP-сервера для обработки REST-запросов

По умолчанию 28080
Пример настройки
[queue]

; Таймаут перезапуска обработчиков
; по умолчанию 20 секунд
;timeout=20

; Порт  HTTP-сервера для обработки REST-запросов
; по умолчанию 28080
;port=28080

Все сообщения, отправляемые через очередь Artix-Queue, записываются в БД Queues в таблицу Message. После добавления в таблицу сообщения обрабатываются сервисом и отправляются адресату, после подтверждения доставки сообщение удаляется из очереди.

Если обработчик (artixbonus и т.п.) не запущен, но в очереди присутствуют сообщения соответствующего типа, то обработчик перезапускается.

Настройки обработчиков хранятся в директории /linuxcash/cash/queue/config/queue.d/.

Логи работы сервиса Artix-Queue записываются в файл /linuxcash/logs/current/queue.log. Настройка логирования осуществляется в конфигурационном файле /linuxcash/cash/conf/Artix/queue.conf, уровень логировнаия по умолчанию - INFO.

При остановке или перезапуске сервиса, а также при завершении работы системы сервис завершает обработку текущего сообщения и после чего останавливается.

При наличии в очереди некорректных сообщений и последующем добавлении сообщений без ошибок сервис последовательно просмотрит все записи и отправит корректные сообщения адресату.

Ошибки работы с очередью Artix-Queue

В случае ошибки добавления сообщений в очередь данные для отправки помещаются в /linuxcash/cash/data/queue/<типсообщения_дата_время_номер>.queue. В верхней части экрана будет выведено уведомление "Очередь сообщений недоступна".

При попытке помещения нового сообщения в очередь осуществляется проверка файлов с ошибками и их помещение в очередь сообщений для отправки.

Помещение ошибочных сообщений в очередь осуществляется для всех сообщений:

  • обращения к системам лояльности,
  • работы с универсальными передаточными документами,
  • резервирования на КС акцизных марок алкогольной продукции и кодов маркировки для маркированной продукции.

В случае ошибки добавления сообщений в очередь при закрытии чека работа кассы блокируется, на экран выводится диалог "Ошибка добавления сообщения в Artix-очередь. Проверьте службу MySQL. Повторить попытку подключения?":

  • при отказе от операции осуществляется переход в 1-ю консоль для аварийного завершения работы;
  • при попытке подключения проверяется доступность БД:
    • если БД не была восстановлена, то на экран повторно будет выведен диалог "Ошибка добавления сообщения в Artix-очередь. Проверьте службу MySQL. Повторить попытку подключения?";
    • если БД была восстановлена, то диалог закрывается, работа кассы может быть продолжена в обычном режиме. Обработка файлов /linuxcash/cash/data/queue/<типсообщения_дата_время_номер>.queue будет осуществлена при попытке помещения нового сообщения в очередь.

В кассовом ПО Artix предусмотрена возможность проверки состояния БД после закрытия чека, задается параметром checkDatabaseAfterDocumentClose в конфигурационном файле /linuxcash/cash/conf/ncash.ini в секции [ArtixQueue]:

  • при значении true осуществляется проверка состояния БД. Если БД недоступна, то в верхней части экрана будет выведено уведомление "Ошибка подключения к БД";
  • при значении false проверка состояния БД не осуществляется.

Оповещение о количестве неотправленных сообщений регулируется параметром messagesCountWarning в конфигурационном файле /linuxcash/cash/conf/ncash.ini в секции [ArtixQueue]. В верхней части экрана будет выведено уведомление "Большое количество сообщений в очереди (<количество_сообщений>)".

Оповещение о наличии в очереди старых сообщений регулируется параметром firstMessageDaysWarning в конфигурационном файле /linuxcash/cash/conf/ncash.ini в секции [ArtixQueue]. В верхней части экрана будет выведено уведомление "В очереди есть старые сообщения (<дата>)".

Настройки firstMessageDaysWarning и messagesCountWarning работают только при включенной настройке checkDatabaseAfterDocumentClose.

НаименованиеТип данныхВозможные значенияОписаниеПримечания
checkDatabaseAfterDocumentCloseлогический
  • true
  • false
Проверка состояния БД после закрытия чекаПо умолчанию false
firstMessageDaysWarningстроковый
Количество дней с момента добавления первого неотправленного сообщения в очереди для вывода предупрежденияПо умолчанию -1 (отключено)
messagesCountWarningстроковый
Количество сообщений в очереди при достижении которого выводится предупреждениеПо умолчанию -1 (отключено)
Пример настройки
[ArtixQueue]
;
; Настройки для очереди Artix
...
; Проверка состояния БД после закрытия чека
; По умолчанию false
;checkDatabaseAfterDocumentClose = false

; Количество дней с момента добавления первого неотправленного сообщения в очереди для вывода предупреждения
; По умолчанию -1 (отключено)
;firstMessageDaysWarning = -1

; Количество сообщений в очереди при достижении которого выводится предупреждение
; По умолчанию -1 (отключено)
;messagesCountWarning = -1

Очередь File-Queue

Начиная с версии 4.6.160 реализована новая очередь File-Queue для загрузки справочников на кассу.

Загрузка справочников на кассу осуществляется посредством очереди File-Queue, которая представляет собой файловую загрузку. Настройка очереди сообщений File-Queue осуществляется в конфигурационном файле /linuxcash/cash/exchangesystems/exchangers/config/cash/exchangers.ini в секции [FILEQUEUE].

Наименование

Тип данных

Описание

Примечания

fileQueueRootстроковыйПуть до корневой директории файл-очередиПо умолчанию /linuxcash/cash/data/queues
queueChunkSizeцелочисленный

Количество aif-объектов в одном сообщении файл-очереди

По умолчанию 25000

Пример настройки
[FILEQUEUE]

; Путь до корневой директории файл-очереди
fileQueueRoot = /linuxcash/cash/data/queues

; Количество aif-объектов в одном сообщении файл-очереди
queueChunkSize = 25000

Справочник с данными будет расформирован на json-файлы с расширением *.objs, которые будут помещены в директорию artix.loaddict.cash, расположение которой задается настройкой fileQueueRoot. Команды справочника будут распределены по разным файлам. Если на кассу поступает справочник с большим количеством объектов, то он будет разбит на несколько файлов. Количество объектов в одном файле задается настройкой queueChunkSize. После того, как справочник будет разбит на части, формируется ещё один json-файл с данными об окончании транзакции. После завершения формирования всех файлов объекты будут отправлены на загрузку в базу данных. После завершения загрузки все json-файлы будут удалены из директории.

Если во время расформирования справочника в json-файлы произошла ошибка, то будет осуществлена повторная попытка разбиения справочника.

Более подробно о механизме работы очереди File-Queue можно прочитать в разделе "Очередь".

Система сообщений QPID

Обмен сообщениями - это способ обмена определенными данными между процессами, приложениями и серверами, как виртуальными, так и физическими. Прием, создание очереди сообщений и их передача осуществляется брокером сообщений. Очереди сообщений представляют собой связующее звено между различными процессами в приложении, обеспечивая возможность взаимодействия с другими подключенными системами и устройствами. Использование очередей сообщений позволяет гарантировать доставку и обработку сообщений. Обработка очереди сообщений осуществляется автоматически или по запросу при помощи программы-посредника - брокера сообщений.

Брокер сообщений

В кассовом ПО Artix используется брокер Qpid - система сообщений с открытым кодом, реализующая AMQP протокол. Qpid предоставляет набор инструментов для создания очередей сообщений, защиты и управления транзакциями. 

Очередь сообщений позволяет выполнять передачу информации между компонентами системы и используется кассовым ПО для осуществления обменных процессов.

Демон qpidd является демоном брокера сообщений. Его основная задача - чтение файлов конфигурации очереди, ее создание и запуск, мониторинг работы, а так же непосредственный обмен сообщениями с другими модулями системы. Протокол AMQP основан на трех понятиях:

  1. Сообщение (message) - единица передаваемых данных, основная его часть (содержание) никак не интерпретируется сервером.
  2. Точка обмена (exchange) - в нее отправляются сообщения. Точка обмена распределяет сообщения в одну или несколько очередей. При этом в точке обмена сообщения не хранятся.
  3. Очередь (queue) - здесь хранятся сообщения до тех пор, пока не будут забраны клиентом. Клиент всегда забирает сообщения из одной или нескольких очередей.

Очередь сохраняется в директории /var/spool/qpid/.

Управление состоянием процесса производится с помощью утилиты service. Подробнее о Qpid можно прочитать на официальном сайте

Очереди сообщений

Для хранения и передачи различных данных используются отдельные очереди, каждая из которых имеет свою структуру и зависит от потребностей системы. Более подробно о механизме работы очереди сообщений можно прочитать в разделе "Очередь".

Очереди, используемые для обмена сообщениями:

  • reply-ubuntu, qmfc-v2-ubuntu, qmfc-v2-hb-ubuntu, topic-ubuntu, qmfc-v2-ui-ubuntu - очереди системы;
  • artix.load, artix.backward.cs - очереди, используемые при обмене. 

Команды для работы с очередью сообщений

Просмотр очереди сообщений выполняется по команде:

qpid-stat -q

Просмотр подключений выполняется по команде:

qpid-stat -c

Очистка очереди:

#Запустить qpid-tool
qpid-tool
#Просмотреть ID очередей
list queue
#Очистить данные в очереди
call <ID очереди> purge 0 {}

Удаление очереди сообщений выполняется по команде:

qpid-config del queue <имя очереди> --force
#Пример: qpid-config del queue artix.loaddict.222_shop --force

После удаления очереди сообщений необходимо перезапустить сервисы обмена.

Маршрутизация сообщений

Начиная с версии 4.6.121 добавлен контроль роутинга сообщений выгрузки продаж с кассы на кассовый сервер.

Выгрузка продаж осуществляется через очередь artix.backward.cs, куда сервис sync-core2 помещает файлы продаж. Контроль доставки сообщений из очереди qpid на кассовый сервер осуществляется по настройке bridge, отражающей состояние роутинга сообщений.

Значение статуса роутинга можно посмотреть, выполнив команду:

qpid-config list bridge --show-property sync

При отправке сообщения из qpid кассы на КС выполняется контроль доставки, после успешной доставки сообщение удаляется из очереди. В случае корректной работы сервисов обмена настройка принимает значение 1. При отсутствии связи сообщения накапливаются в очереди, их отправка возобновляется после того, как связь с кассовым сервером будет восстановлена.

Если при отправке сообщения возникла ошибка, то статус настройки принимает значение 0. Для восстановления контроля необходимо устранить причину и перезапустить сервис sync-core2.

  • No labels